Термин Модерн происходит от французского "moderne", т.е. современный. Модерн - это не только направление в архитектуре, хотя именно тут его проявление наиболее наглядны и очевидны, это приведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства последнего десятилетия девятнадцатого века и начала двадцатого (до Первой мировой войны).
Модерн заявил о себе гиперболизированным противопоставлением своей принципиальной новизны устоявшимся канонам и штампам в искусстве и жизни того времени. Не менее выдающейся была претензия модернизма стать ведущим стилем, единственным воплощением духа эпохи во всех художественных формах. Он не только стал составляющей частью быта, он активно менял его, придавая новые формы и смыслы всему окружающему.
Его воздействие было во всем, в:
Нагляднее всего он воплощался в творениях, призванных формировать среду человека. Это, конечно, архитектура и декоративно-прикладное искусство. Яркой демонстрацией этого процесса стал орнамент, в котором воплотились новые тенденции. Новизна стиля реализовала себя в небывалых ритмах, нервной динамике, передающейся глазу и привлекающей внимание. На фасадах "выросли" кустистые стебли, заполняя пространства узорными сплетениями стволов и веток. Динамика сплетающихся линий свободно перетекает с решеток оград и витражей, на рисунок обоев, обложки книг, где даже шрифт приобретает некую узорность. Динамичность линий акцентирует насыщение плоскости фактурой прорезных листьев дуба и каштана. Даже строгие геометрические формы таят в себе напряжение, а окружности, располагаясь друг в друге, разрушают симметрию. В то время, столяры и мастера керамики вручную расписывают мебельные изделия и посуду лубочными картинками. Ковровые узоры меняют парчовые темы на новые ритмы.
Своей широкой популярности модерн обязан массовости изготовления различной плакатной продукции, различных журналов, изделий из фарфора и стекла, а также мебели, украшенных орнаментом тканей, бижутерии и прочих мелочей для дам. Все это гарантировало популярность модерна у всех слоев, его проникновение в житейский быт. Более того, модернизм принес с собой ощущение причастности к творчеству и искусству даже тем, кто был от этого далек.
Целостность стиля, органический синтез архитектура+интерьер+наполнение стали почвой для возникновения, псевдо-встроенной мебели, продолжающей стены и декор помещений. В то время над проектировкой мебели трудились вместе с мастерами художники. Каждому ценителю этого стиля, сразу приходят на ум криволинейные очертания кресел, замысловатые контуры стульев, диванов с резными спинками и украшениями, массивных столов, упрощенные формы которых, до сих пор наполняют жилища.
Многие изделия, так же дошли до нашего времени, благодаря концепции, сутью которой было сглаживание различия между уникальностью и массовостью, что выражалось в лаконичности формы и акценте на эстетических свойствах материала (продукция заводов в Гусь-Хрустальном). Все предметы из фарфора и стекла выполнены в смелых экспериментальных решениях с применением стилизованных мотивов и графических композиций.
Традиции ювелирной отечественной школы середины 19 века, органично сплелись с новой стилистикой. Наглядной демонстрацией этого являются изделия из серебра, в которых сложный растительный орнамент соседствует с криволинейностью очертаний. Этот период характерен возникновением целого направления, которое в противовес тенденциям европейского модерна, где недостатки стилизации компенсировались избытком драгоценных материалов и камней, на первое место ставило художественную форму (работы К. Фаберже).
Афиши, плакаты, открытки, рекламы тех времен, отличается от западноевропейских слабостью линейно-декоративного приема, что в достаточной мере компенсируется динамической наполненностью, и некой "интерактивностью" с содержанием и смысловым наполнением.
Это высокие пролеты из металла и бетона, большие пространства, широкие витражи и эркеры. Фасад, часто украшен мозаикой, декоративные элементы - стилизованные цветки, переплетения лиан. Контуры зданий не всегда строги. Бурный интенсивный подъем строительства 1900-х годов в СПб сформировал «северный модерн», характерный отделкой из натурального камня (гранита, мрамора) и интерьерами с использованием дерева и металла.
После эклектики, новый стиль казался более мягким. Он зачаровывал неоднозначностью, таинственностью и романтизмом. Стремление к естественности и натуральности диктовали плавность и изогнутость линий, обтекаемость форм. Фундаментальность лестниц сменяется каменными ступеньками с ажурными коваными декоративными решетками, глянцем металлических посеребренных перил, которые подчеркивают невесомость и воздушность.
Широко начинают использовать стекло, даже, как перегородки, наполняя солнцем комнаты, ранее задрапированные бархатом, которые не видели света. Воплощенный в камень, этот стиль являет собой свет, шарм и блеск.
Сегодня дизайнеры рассматривают три воплощения:
Основой каждого интерьера является мебель. Она определяет и организует объем, создавая микроклимат и эмоциональное наполнение.Определяющие этого направления трудно перепутать. Основное - уход от прямых, а также геометричности, явный или мягкий. Доминирующей является мягкость и узорность линий. Мебель, в первую очередь, это изящная форма и изогнутые линии. В основном, обивка выполняется исключительно из естественных исходников. Часто, украшенным оригинальными орнаментами. Конструкция несущего каркаса выполняется из дорогих пород древесины или металлических сплавов.
Технологическая проблемность этого стиля заключается в его природе, суть которой заключена в экспериментальном синтезе различных форм и фактур. При всем этом, изделие целостно, эстетически и концептуально.
Типологические особенности:
Сегодня предпочтение материалу для мебели в этом стиле отдают дереву. Предпочтительно ценным породам, которые отличаются привлекательностью и долговечностью. Нередко практикуется совместное использование стеклянных, текстильных и даже пластиковых элементов. Так, например, мебель для кухни сегодня делается из пластика, декоративных стеклянных включений, различных металлов и фурнитуры.
Типичные акценты современного интерьера стиля модерн:
В прошлом модернизм смог преодолеть устаревающие традиции прошлого. Особенно актуально, что этот процесс шел путем синтеза и синтетического соединения традиций и новых веяний. Он принес в жизнь свободу творчества, которая ограничивается лишь воображением. Благодаря модернизму роскошь успешно соседствует с лаконизмом простых линий. Дорогие материалы используются для создания минималистичных элементов декора. Благодаря ему, искусство стало частью сознания масс, что уничтожило его элитарность и изменило самооценку и мировоззрение людей. Как и сто лет назад, модернизм остается кузницей новых идей и лабораторией для творческих решений. Его концептуальная основа предполагает бесконечное множество и разнообразие стилистических решений. Академическая методология постоянно обогащается новыми теоретическими исследованиями этого уникального стиля. Особая энергетика, присущая всем произведениям, на которых лежит отпечаток модернизма, делает их особенно притягательными и востребованными.